В рамках бюджетного законодательства

01.11.2018

Председатели Комитетов Московской областной Думы продолжают рассказывать о том, как менялось законодательство Подмосковья за 25 лет. Тарас Ефимов, член президиума МОРО Всероссийского Совета местного самоуправления, председатель Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики, поделился историей развития бюджетного права и его перспективами.

Законы о бюджете были одними из первых, принятых в Московской области. Расскажите о них.

Первый закон Московской области был принят в 1995 году и устанавливал права и обязанности участников бюджетного процесса. Он внёс ясность в бюджетные процессы региона. Уже тогда депутаты первого созыва добивались максимальной прозрачности всех данных. Это был шаг к их цели. Но бюджетное законодательство менялось, вносились правки. В конце концов, был принят Бюджетный кодекс России, а вслед за ним появился и закон «О бюджетном процессе в Московской области», который действует и сегодня.

Что поменялось в бюджетном процессе за 25 лет?

Давайте говорить о последнем законе – «О бюджетном процессе». Потому, что даже за те 10 лет, что он существует, произошли значительные изменения бюджетного права. Менялись сроки предоставления бюджета в Мособлдуму, требования к отчетности, контроль расходов, состав участников процесса, работа региональной власти с муниципальными бюджетами – всего так коротко и не перечислишь. Конечно, пожалуй, наиболее значимым стало принятие бюджета не на год, а сразу на 3 года вперёд. Так мы смогли перейти к планированию бюджетной политики. Первый такой бюджет был принят в 2015 году.

Всего же за 25-летний период в Московской областной Думе были рассмотрены и приняты 146 законов Московской области о бюджетах Подмосковья.

Вы говорили, что ещё депутаты первого созыва взяли курс на открытость бюджетного процесса. Как сейчас реализуется эта задача?

Мы уделяем ей большое внимание. Проводятся публичные слушания, создан и действует в интернете портал «Открытый бюджет», на котором размещены показатели бюджетов области, муниципалитетов и информационные материалы. На нем можно увидеть информацию и об их  фактическом исполнении. Аналогичная работа проводится и в муниципальных образованиях Московской области.

Благодаря этому, Подмосковье  – один из лидеров по открытости бюджетных данных среди субъектов России. В 2017 году мы заняли по этому показателю 1 место среди 85 участников.

Но без подготовки разобраться в материалах бюджета не так просто…

Для этого на том же портале есть «Бюджет для граждан». Это «облегчённая» версия главного финансового документа области и отчётов об его исполнении.  Вовлечение граждан в бюджетный процесс – один из приоритетов нашей сегодняшней работы.

Как граждане могут участвовать в формировании бюджета?

Преимущественно, речь идет о влиянии на вопросы местного значения. Здесь у области есть успешная практика. Например, отдельные региональные государственные программы 2018 года были сформированы по итогам голосования на портале «Добродел». Граждане выбирали, какая дорога должна быть отремонтирована, где построить новую детскую площадку и так далее.

Аналогичная работа проводится депутатами Московской областной Думы при подготовке ежегодного закона  «О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы». По сути – это наказы депутатам. Перечень мероприятий формируется Мособлдумой, в том числе, и по результатам личных встреч с избирателями и приемов.

Однако сейчас мы пробуем ввести практику совершенного нового вида участия.

Вы сейчас говорите об инициативном бюджетировании?

Совершенно верно. В октябре текущего года в Московской области принят региональный закон «О развитии инициативного бюджетирования в Московской области». Мы закрепили на законодательном уровне основные понятия, принципы и, что важно, полномочия органов власти по введению практики инициативного бюджетирования. Для Московской области, как и для России, – это новое направление бюджетной работы.  Можно сказать, что это эксперимент, в котором Подмосковье также принимает участие.

Инициативное бюджетирование – это практика, которая позволяет гражданам предлагать и выбирать проекты, на которые будут выделяться средства из бюджета области и муниципалитета. Как правило, речь идёт о решении вопросов местного значения. Например, благоустройство, строительство и ремонт объектов культуры, дорог.

В каком-то виде это и раньше реализовывалось в Подмосковье.

Как область будет поддерживать инициативы граждан?

На эти цели ежегодно из бюджета области будет выделяться 300 миллионов рублей. Ещё по 3 миллиона будет предоставлено муниципалитетом и инвесторами. Немаловажно и то, что наш областной закон предполагает софинансирование проектов – то есть, пусть и в минимальном объёме, но граждане будут вкладывать и свои средства. Инициативное бюджетирование существенно повысит эффективность расходования средств, интерес к самоуправлению, а также вовлечёт граждан в решение вопросов развития муниципалитетов.

Что планируется изменить в бюджетном законодательстве в ближайшее время?

Сейчас мы готовим поправки в закон о бюджетном процессе. Наша цель – сделать обязательными публичные слушания не только для бюджета области, но и для бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. В нашем представлении, это закономерное развитие принципа открытости.

Источник: официальный сайт Мособлдумы http://www.mosoblduma.ru/


Возврат к списку

© 2015 Все права защищены. Московское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийский совет местного самоуправления"